Профсоюз ''ЩИТ'' СОЦПРОФ

Прочти Экономика Пенсионная реформа поддержит рынок труда ещё 25 лет

Пенсионная реформа поддержит рынок труда ещё 25 лет

газета "Труд"

alt

Повышение пенсинного возраста не сможет полностью справиться с убыванием трудоспособного населения, хотя и окажет некоторый положительный эффект на рынок труда.

Таковы выводы семинара «Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт», который прошёл 27 июня в Высшей школе экономики (ВШЭ). 

К 2035 россиян в целом станет на 1,7 млн человек меньше, а число трудоспособных граждан уменьшится на 5,4 млн человек, отмечают специалисты ВШЭ. При этом численность экономически активного населения снизится на 2,8 млн человек. 

К слову, по данным ООН, к середине 2035 года общее число россиян снизится на 4,8 млн человек (до 141,1 млн), а Росстат предрекает сокращение на 2,6 млн.

От реформы есть толк: половинчатый

Повышение возраста выхода на пенсию для мужчин до 65 и женщин до 60 лет стартовало в 2019 году. В текущий момент почти четверть населения РФ – пенсионеры (25,5%). На одного пенсионера приходится 2,2 россиянина трудоспособного возраста, отметил замдиректора Института демографии ВШЭ Михаил Денисенко. Пенсионная реформа немного затормозит рост числа пенсионеров относительно активных на рынке труда граждан: только через четверть века наша страна приблизится к сегодняшнему соотношению, подчеркнул специалист.

Негативный эффект от старения россиян даже несмотря на реформу будет тормозить ВВП страны вплоть до 2025 года на 0,23%. Однако уже в 2026–2035 годах влияние старения населения на нашу экономику упадёт до 0,08% ежегодно, сказала директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.
Сама реформа даст 0,2% к ВВП с 2019 по 2025 годы и 0,15% в период с 2026-го по 2035-й. 

Интересно, что в отличие от России, старение населения в развитых странах придаёт экономике импульс, повышая сбережения и инвестиции. В США пенсионеры не настолько зависят от пенсий, поскольку пользуются накопленным за годы рабочей жизни.

У россиян нет долгосрочных сбережений: в том числе из-за плохо развитых негосударственных финансовых институтов, например, негосударственных пенсионных фондов. Норма накопления в РФ зависит от бюджета и способности компаний к инвестициям. Поэтому картина такова: трудоспособное население сокращается, а норма накопления основного капитала почти не поменялась с 1995 по 2017 год и составляет около 21%.

В некотором смысле благодаря пенсионной реформе в мире и в России пересматривается влияние старшего поколения на производительность труда. Работодатели и аналитики всё чаще соглашаются: у возрастных работников есть свои плюсы, прежде всего – надёжность и ответственность. Молодые и пожилые кадры не конкурируют на рынке труда напрямую. Тем более: старшее поколение часто занимает низкооплачиваемые должности, на которые многие молодые люди не претендуют.

По оценке экспертов ВШЭ, пик зарплаты в России приходится на возраст 30-40 лет. Люди старшего возраста получают на 20-30% меньше. При таких стартовых данных средняя официальная зарплата к 2024 году упадёт на 0,8% из-за старения населения.

Не обошлось без издержек

Говоря о рынке труда, эксперты ВШЭ выдают желаемое за действительное, сказал порталу TRUD.RU директор ИГСО Борис Кагарлицкий. «Количество работников в стране не имеет отношения к количеству пенсионеров. Все, кто в силах – работают пока могут. Весь смысл реформы: не платить деньги работающим по прежнему пенсионному возрасту гражданам», - заметил эксперт. По мнению Кагарлицкого, вырастет нужда в деньгах и с ней теневая занятость: одной зарплаты часто не хватает, а пенсии начнут платить позднее, чем раньше.

 

Кроме того, по информации экспертов РАНХиГС, повышение возраста выхода на пенсию ускорит бедность. Без реформы она снижалась бы на 0,1–0,2% в 2019–2021 годах и на 0,6–0,7% в 2024–2028 годах. А в конце переходного периода реформы граждане предпенсионного возраста (55-59 лет у женщин и 60-64 года у мужчин) станут беднее на 3,5-4,2% больше, чем если бы преобразований не произошло. К 2028 году бедность предпенсионеров вырастет с 4,2% (2018) до 7,3% либо до 6,1%.  

Дефицит доходов малоимущих предпенсионеров за 10 лет реформы также повысится: если в прошлом году он составил 23% от прожиточного минимума, то к 2028 дорастёт в худшем случае до 36%. Дело здесь во многом в проблемах трудоустройства предпенсионеров. Работодатель по-старинке неохотно ждёт такие кадры, а специалисты пророчат им безработицу до 10%.

 

Рейтинг@Mail.ru

-->