Профсоюз ''ЩИТ'' СОЦПРОФ

Прочти Экономика Цены без выходных

Цены без выходных

РГ это вам не ЭХО Москвы, но в этой статье есть подтверждение того, что "жепоголик" Хазин прав. 
Георгий Панин
Опубликовано на сайте rg.ru 24 сентября 2010 г.

Самое важное решение этой недели - принятие Госдумой пакета законов по иннограду "Сколково". По мнению доктора экономических наук, профессора, председателя Экспертного совета "ОПОРЫ РОССИИ" Никиты Кричевского, это первый шаг к новой, высокотехнологичной экономике. Сегодня "РГ" вместе с нашим постоянным экспертом подводит итоги уходящей недели. И выясняет, как укротить строптивые цены на продовольствие, что ожидает экономику страны в ближайшие три года и когда она окончательно справится с последствиями кризиса.


 

Укорот торговли

РГ: В Госдуму внесен законопроект о предельной торговой наценке на социально значимые продукты. Их список тоже должно разработать правительство. Наценка, по замыслу авторов документа, не должна превышать 15 процентов от цены реализации первому оптовому покупателю. Поможет это остановить рост цен?

Кричевский: Рост цен на основные продовольственные товары, к сожалению, объективный фактор, и торговля здесь "виновата" лишь косвенно. Если у вас, к примеру, сильный насморк, ваш нос в этом не виноват, верно? Основные причины вашего недомогания - снижение температуры на улице, осенняя дождливая погода, ослабленный иммунитет организма, распространение простудных заболеваний, наконец. Так же и с ценами. Разве торговля виновата, что летом была сильнейшая засуха, во многих регионах бушевали пожары?

И все же определенная доля ее вины в росте цен на продукты питания все-таки есть. Что, кстати, совершенно естественно. Торговцы, как любые предприниматели, заинтересованы, прежде всего, в получении доходов, в обогащении. В увеличении собственного потребления, пусть даже праздного, выходящего за рамки разумного. Поэтому они не упускают случая получить дополнительные выгоды от ситуации на продовольственном рынке.

Система взаимоотношений между торговлей и нами, потребителями, неравноценна - торговцы всегда будут сильнее. И сбалансировать ситуацию может только государство, установив для коммерсантов более жесткие ограничительные рамки. Конечно, считать этот законопроект панацеей от роста цен неверно, но это, безусловно, шаг в верном направлении.

РГ: А не получится так, что розничная торговля просто договорится со своими оптовыми поставщиками. И высокие наценки "перекочуют" к ним. А прибыль они разделят по-братски.

Кричевский: Такие прецеденты будут, более того, они уже есть. Торговые сети могут поступить и по-другому, более изощренно. Например, пропустить товар через несколько собственных фирм-"прокладок", каждая из которых будет перепродавать продукцию "партнеру" с надбавкой не выше 15 процентов. В результате и цены вырастут, и коммерсанты незаконно обогатятся.

Другой пример. Сегодня в крупных городах до 75 процентов продовольственных товаров - импорт. Импортные составляющие есть и в колбасе, и в рыбе, и в курятине (если брать корма). Даже упаковка продуктов, тех же тортов, например, импортная. Что мешает нашим горе-производителям и переработчикам искусственно увеличить закупочные цены на импорт? Ничего. Заключил договор с собственным оффшором по более высокой цене, и сверхприбыль в кармане. Как вы догадываетесь, оплачивать сладкую жизнь коммерсантов снова придется всем нам.

РГ: В некоторых странах предельную наценку устанавливают сразу на всю продовольственную цепочку: от переработчиков до розницы. В этом случае сговор исключен. Что мешает нам пойти этим путем?

Кричевский: В наших условиях это нереально. Тарифы и прочие затраты постоянно растут, курс доллара, от которого зависит закупочная цена импорта, увеличивается, коррупционная рента также не дремлет. Но главное - в стране десятки тысяч предприятий по производству, переработке и реализации продуктов питания. Всех их проконтролировать невозможно, для этого никакой бюрократической армии не хватит. Так что не будем тешить себя иллюзиями.

РГ: Ваш рецепт сдерживания цен на продовольствие?

Кричевский: Прежде всего, не врать, что, мол, никакого подорожания не будет. Оно уже есть, причем по отдельным позициям (гречке, подсолнечному маслу, молоку, муке или крупам) цены выросли на десятки процентов. Ложью чиновники уничтожают свой и так не слишком высокий авторитет в глазах населения. Да, социальные достижения "тучных" лет убедительны, но если у человека в один прекрасный день не хватит денег на буханку хлеба, он моментально забудет обо всем хорошем, что было раньше.

Первое, что нужно сделать, это ввести социальные карты для малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, многодетных семей). А также для военных, врачей, учителей, научных работников, словом, всех, чья зарплата идет из бюджета. Именно им, а не только тем, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Потому что всем известно: прожиточный минимум отражает порог физиологического выживания и не более.

Далее, нужно отменить все пошлины на ввоз продовольствия в страну, пусть предприниматели везут на наш рынок любые продукты питания беспошлинно, это поможет снизить предстоящий ценовой ажиотаж. Следующая мера - государство должно жестко контролировать поставки продовольствия из относительно благополучных регионов на те территории, где урожая в этом году по объективным причинам практически не было.

Необходимо также остановить гонку тарифов естественных монополий, поскольку они, и в существенной степени, прямо или косвенно отражаются на конечной цене продукта. Начиная с увеличения затрат на переработку или доставку и заканчивая повышением стоимости коммунальных услуг или арендной платы.

Наконец, государственные контролирующие органы, региональная власть в предстоящие полгода должны работать не то чтобы без отпусков - без выходных. И в ежедневном режиме отслеживать ситуацию с ценами, принимать конструктивные меры для сглаживания ценовых колебаний.

Замечу, что меры карательного характера должны занимать в перечне инструментов последнее место. В начале списка должна быть помощь тем, кто без повышения отпускных или закупочных цен обойтись не сможет.

Кстати

Авторы законопроекта  - председатель Совета Федерации Сергей Миронов и член Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Антон Беляков.

По данным депутата, сейчас розничные наценки на продукты питания могут доходить  до 100 процентов. А в среднем они составляют 40-50 процентов, тогда как в странах ЕС этот показатель достигает максимум 25 процентов. "Факты необоснованного повышения розничных цен на продукты питания российскими торговыми сетями уже неоднократно подтверждались в ходе проверок Федеральной антимонопольной службы РФ", - говорит Антон Беляков.
Сальдо покатилось

РГ: Любопытная ситуация сложилась в августе с сальдо торгового баланса России. Оно снизилось на 30 процентов по сравнению с августом прошлого года, говорится в мониторинге минэкономразвития. При этом цена нефти увеличилась на 4,7 процента. Экспорт вырос на 16 процентов. Правда, импорт увеличился на 50 процентов. О каких тенденциях в российской экономике говорят эти цифры?

Кричевский: Это говорит о том, что начался рост импорта, прежде всего, продовольственного, причем, процесс этот долгосрочный. Если продолжать разговор о продовольственном рынке, то нужно сказать о снижении поголовья крупного рогатого скота, в первую очередь, в личных подсобных хозяйствах. Частники понимают, что зимой скотину просто нечем будет кормить.

И сейчас забивают ее на мясо. А ведь процесс выращивания той же коровы от "эмбрионального" состояния до товарных характеристик занимает не менее трех лет. Так что восстановить поголовье мы сможем не ранее через три года. Вот и считайте, сколько лет мы будем зависеть от импорта той же говядины.

Справка "РГ"

Сальдо торгового баланса  - разность между поступлениями и расходами внешнеторговых сделок страны. Если торговый баланс имеет положительное сальдо, это означает, что в денежном эквиваленте товаров на экспорт было отправлено больше, чем их поступило в страну по импорту. Если сальдо отрицательно, то ввоз товаров преобладает над вывозом. Отрицательный торговый баланс в таких странах как США и Великобритания позволяет сдерживать инфляцию.
Капиталы пошли ва-банк

РГ: Минэкономразвития зафиксировало в августе рекордный рост инвестиций в основной капитал по сравнению с июлем. На 4,3 процента. Такого не было с начала кризиса. Чем это вызвано, на Ваш взгляд? Экономика окончательно ожила? Можно ли ожидать, что эта тенденция продолжится?

Кричевский: К большому сожалению, нужно констатировать, что экономика все еще не может оправиться от последствий мирового кризиса, а приведенный вами показатель - исключение.

Свободных средств у хозяйственных агентов нет, банки выдают кредиты крайне неохотно. Да и не особо им это выгодно: доля прибыли от кредитования в общей прибыли банковского сектора нынче составляет не более 11-12 процентов. Спрос на продукцию российских предприятий (за исключением нефтегазовых или металлургических) тоже не восстановился.

Плюс ко всему, положение в мировой экономике также далеко от радужного. Последние исследования показывают, что американская экономика, этот локомотив мирового экономического хозяйства, будет выходить из кризиса как минимум до 2014 года. Это значит, что массового притока иностранных инвестиций не будет, потребление углеводородов либо останется на нынешнем уровне, либо даже уменьшится, а спрос на основные товары российского экспорта - нефть, газ и металлы - не увеличится. Все это грозит большими бюджетными проблемами, ослаблением курса рубля и необходимостью занимать средства за рубежом. Возможно, скоро мы услышим подзабытую ныне фразу о том, что нам нужно на время "затянуть пояса".

РГ: По данным опроса, проведенного агентством "Bloomberg", 60 процентов инвесторов все-таки уверены, что кризис закончился. Но 40 процентов полагают, что финансовая ситуация недостаточно стабильна и возможны новые потрясения. Похоже, Вы на стороне послдених?

Кричевский: Этот опрос показывает, что 60 процентов инвесторов - оптимисты, а 40 процентов - реалисты. Я, как профессиональный экономист, на стороне реалистов. И вполне допускаю новые потрясения в мировой экономике, которые, в первую очередь, отразятся на развивающихся странах, в частности, на России. В мировом масштабе это могут быть проблемы на рынках недвижимости, на кредитном рынке или в секторе государственных финансов, во всех сферах, где в предыдущие годы наблюдался бум. По моим расчетам, экономическая ситуация в мире пока далека от сбалансированной.

Тем временем

Самый большой приток инвестиций в России был в 2007 году - 120,9 миллиарда долларов. А самый маленький зафиксирован в 1995 году - 3 миллиарда долларов. По данным на 31 декабря 2009 года, по объему накопленных иностранных инвестиций Россия находится на 19-м месте в мире.
Нажать на точки роста

РГ: Экономическое оживление в России, начавшееся в середине 2009 года, после положительной динамики роста в течение первых двух кварталов 2010 года сменилось паузой, говорится в мониторинге минэкономразвития. Основной вклад в снижение внесло сельское хозяйство и транспорт. С первым все ясно - засуха. А почему просел транспорт?

Кричевский: Транспорт, как вы говорите, "просел" из-за снижения спроса на его услуги - количество грузов уменьшилось, да к тому же тарифы на перевозки постоянно увеличиваются. Свой негативный вклад в уменьшение показателей уже не грузового, а пассажирского транспорта внесли пожары - летом из-за смога многие предпочитали выходить на улицу как можно реже.

РГ: Какие отрасли могут нас подвести еще? И почему?

Кричевский: Ответ напрашивается сам собой - это, в первую очередь, сельское хозяйство. Из-за недостатка инвестиций и спроса ухудшатся показатели строительства, уменьшение государственной финансовой поддержки негативно отразится на многих обрабатывающих производствах, засуха отрицательно скажется на выработке электроэнергии. А вот торговля или коммунальщики свое возьмут, что называется, при любой погоде.

РГ: В каких отраслях вы видите потенциал для роста. И чего им не хватает, чтобы проявить его в полную силу.

Кричевский: Это вопрос комплексный. Потенциал роста есть во многих отраслях и секторах экономики, прежде всего, в малом бизнесе. Чего ему не хватает? Четко работающих институтов: фискального, банковского, правоохранительного, судебного. Не хватает неукоснительного соблюдения законодательства. И конечно, снижения коррупции, но это уже отдельная история.

РГ: На следующей неделе в Госдуму поступит проект бюджет страны на 2011-2013 годы. Какой Вы видите экономику страны через три года? Какие возможны сценарии?

Кричевский: Сценарий, к сожалению, один. Исходя из последних мировых экономических тенденций (затяжной рецессии, низких темпов мирового экономического роста, а в целом стагнации мировой экономики), выход из кризиса для России будет долгим и сложным. А это низкие цены на нефть, недостаток иностранных инвестиций, исчерпание внутренних резервов и самое страшное - сползание к спирали "инфляция-девальвация".

Справка "РГ"

Журнал "Форбс" составил рейтинг стран по надежности и привлекательности их экономик по итогам 2009 года. В тройку лидеров вошли Дания, США и Канада. На первом месте - Дания. После кризиса 2008 года ВВП на душу населения в этой стране вырос  до 38, 9 тысячи  долларов, а профицит бюджета составил 6,7 процента ВВП.

На втором месте - США. Здесь ВВП на душу населения - 48 тысяч  долларов. Подкачал, правда, бюджет - его дефицит составил 3,1 процента ВВП. Что отчасти стало следствием огромных государственных затрат на борьбу с экономическим кризисом. Однако свобода бизнеса и высокая развитость мелкого и среднего предпринимательства позволили США выйти на второе место.

И замыкает тройку  лидеров - Канада. ВВП этой страны на душу населения - 40,2 тысячи долларов, профицит бюджета - 0,2 процента.

Для сравнения: в России, по данным МВФ, ВВП на душу населения равен примерно 15 тысячам долларов.
Эхо недели

РГ: Какое событие в экономике Вы считает самым знаковым на этой неделе.

Кричевский: Это, без сомнения, начавшаяся плавная девальвация рубля. Посмотрите, с каким рвением нас убеждают в том, что фундаментальных причин для девальвации нет. Но дыма без огня не бывает. Огонь - это дефицит федерального бюджета, покрывать который нечем, рост импорта, прежде всего продовольственного, все новые обещания бюджетной поддержки, как регионам, так и предприятиям, необходимость выполнения социальных обязательств. К тому же не забывайте про сильнейшее нефтегазовое и металлургическое лобби, двумя руками голосующее за девальвацию. Издержки-то у них в рублях, а прибыль - в валюте. Так что сырьевым экспортерам в отличие от нас девальвация сверхвыгодна.

РГ: Какое решение, принятое на этой неделе, окажет самое значительное влияние на дальнейшее развитие экономики?

Кричевский: Очень хочется надеяться, что принятый пакет законопроектов об иннограде "Сколково". Это первый реальный шаг в переформатирование экономики с сырьевой основы на индустриальную, высокотехнологичную.

Справка "РГ"

Инноград Сколково в Подмосковье будет ультрасовременным научно-технологическим комплексом по разработке и коммерциализации новых технологий. Стоимость проекта оценивается в 4-6 миллиардов долларов. В 2010 году на его поддержку и проектирование планируется затратить 4 миллиарда рублей.

 

Рейтинг@Mail.ru

-->