Профсоюз ''ЩИТ'' СОЦПРОФ

Прочти Судостроение Юбилей без "Булавы"

Юбилей без "Булавы"

Крупнейшая в России оборонная верфь прирастает в мирном направлении

Александр Емельяненков
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5070 (246) от 22 декабря 2009 г.

Российский "Севмаш" и французская проектная компания DORIS Engineering - два мировых судостроительных бренда - решили завести общее дитя: на днях в Северодвинске подписаны документы о создании совместного предприятия.

Со стороны такое событие "не тянет" на первополосную новость. Подумаешь - СП, вот если бы новый ракетоносец в строй поставили или еще какого диковинного "зверя" в моря выпустили. Уж к юбилею предприятия - а "Севмаш" в эти дни отмечает свое семидесятилетие - могли бы расстараться! Тем более что "Юрий Долгорукий", головной корабль в серии ракетоносцев четвертого поколения, намеченную на этот год программу ходовых испытаний выполнил. Первенец среди "Бореев", несколько дней назад вернувшийся из Белого моря, по неофициальным признаниям, практически готов. Но пока не будет принят на вооружение предназначенный для него ракетный комплекс, назвать корабль боевой единицей нельзя. Поэтому сейчас все взоры на "Булаву".

Для "Севмаша", где построили первую советскую атомную подлодку, а вослед еще 128 АПЛ, заказы Военно-морского флота остаются безусловным приоритетом. Вместе с тем пришло ясное понимание, что того количества подводных лодок и другой специальной техники, что имела когда-то северодвинская верфь в качестве гособоронзаказа, уже никогда не будет.

Вот почему сейчас так важно обрести вторую точку опоры - в дополнение к военным получить долгосрочные гражданские заказы. И эта "вторая нога" должна быть соразмерна масштабам и техническим возможностям завода.

- Не для того создавался "Севмаш", - говорит его нынешний гендиректор Николай Калистратов, - чтобы в его гигантских эллингах строили речные буксиры и примитивные понтоны. За такие "шаланды" брались не от хорошей жизни, а чтобы хоть как-то загрузить высвобождавшиеся мощности и обеспечить людям сносный заработок...

По словам Калистратова, производство мелкотоннажных судов, даже поставленное на конвейер, в условиях Северодвинска трудно сделать по-настоящему конкурентоспособным. Тут уже не угнаться за технологиями, что давно отработаны и непрерывно совершенствуются на верфях Южной Кореи, Японии, Германии. А вот производство нестандартного оборудования и сложных морских систем по индивидуальным проектам - это ниша, которую вполне мог бы занять "Севмаш".

В ближайшей перспективе северодвинцы видят свой завод современной монтажной площадкой для строительства морских платформ, добычных судов и подводных систем для обустройства месторождений на Арктическом шельфе. А стратегическим партнером на этом направлении выбрали уже упомянутую французскую компанию DORIS Engineering, которая много лет специализируется на проектировании в области нефтегазового оборудования. Добавим, что в активе DORIS Engineering разработка морской платформы "Хайберния", которая считается самой крупной среди себе подобных.

Если оценивать соучредителей нового СП по критерию "самый-самый", у северодвинской верфи таких отличий никак не меньше. Тут построены не только первая советская АПЛ, а также первая в СССР атомная подводная лодка с баллистическими ракетами, но и самая скоростная (из титанового сплава) подлодка, и АПЛ с максимальной глубиной погружения. А шесть подводных исполинов, созданных на "Севмаше" по проекту 941 (генеральный конструктор С.Н. Ковалев), занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

Так символически совпало, что в тот же день, когда в Северодвинске учреждали российско-французское СП и выражали готовность делиться опытом, премьер Владимир Путин проводил в Санкт-Петербурге совещание по схожим вопросам, с акцентом на военное кораблестроение. Глава правительства потребовал от минпромторга и минобороны решений "по оптимальной загрузке" верфей и заводов, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию. А их техническое перевооружение рекомендовал проводить под конкретные заказы.

Исполняющий обязанности президента ОСК Роман Троценко незадолго перед тем детально вникал в планы технического перевооружения, предлагаемые "Севмашем". С чем-то согласился и обещал поддержку, от чего-то советовал решительно отказаться и думать о других вариантах.

- Сейчас мы это перевариваем, - делится текущими заботами Николай Калистратов. - Принципиально важно, что в руководстве ОСК, во-первых, одобрили наши совместные с французами намерения в отношении нефтегазовых проектов. А, во-вторых, согласились рассмотреть нашу заявку на участие в большом совместном проекте Дальневосточного центра судостроения и судоремонта и южнокорейской фирмы Daewoo Shipbuilding...

Особая тема последних лет - переоборудование на "Севмаше" авианосца для индийских ВМС. В каких только грехах не упрекали подрядчика, сорвавшего сроки выполнения контракта, да еще и заявившего о неизбежном, причем кратном увеличении расходов. Хотя сам договор со сроками и суммой, как и автографы подписавших его официальных лиц, никто под сомнение не ставит...

- О чем думали, когда контракт заключали?! - спрашивал премьер Владимир Путин летом 2008 года на совещании в Северодвинске. Ответом ему было молчание и опущенные долу глаза больших начальников.

- Зачем соглашались на такие условия и подписывали? - год спустя и тоже в Северодвинске допытывался у Калистратова президент России Дмитрий Медведев, незадолго до этого имевший малоприятную беседу со своим индийским визави.

А что мог ответить генеральный директор, никаких бумаг по крейсеру-авианосцу не подписывавший и брошенный на "Севмаш" два года назад именно для того, чтобы "разрулить" не им созданную патовую ситуацию?!

По первости ему пытались советовать: да назови ты все своими именами и передай материалы куда следует - там разберутся. А с кем разбираться? Вчера людям ордена вручали и прочие отличия, а сегодня их к позорному столбу? Ну, сложились так обстоятельства - не было загрузки у завода, хватались за любой заказ. А в таком положении известно, кто диктует условия...

Никаких имен и фамилий не добился от Калистратова и я. Вместо этого Николай Яковлевич повернул разговор в другое русло:

- Когда я перешел сюда со "Звездочки", кредиторская задолженность превышала 14 миллиардов рублей, сейчас уже меньше десяти. В немалой степени, конечно, государство помогло. Но и сами мы чего-то добились. "Юрий Долгорукий" уже на плаву и уверенно проходит испытания. В высокой степени готовности еще один головной корабль - "Северодвинск". Минувшим летом заложили вторую лодку этого класса - "Казань". С интервалом в один год построили и сдали зарубежному заказчику два опорных основания для полупогружных платформ MOSS - каждое по 15 тысяч тонн. Это как раз тот случай, когда интересы заказчика и возможности предприятия органично совпали.

И на авианосце, по словам директора, неукоснительно выполняется новый генеральный график. Он учитывает все согласованные с заказчиком дополнительные работы и предполагает их ритмичное финансирование. В последнее время здесь подняли численность работающих с 1400 до 2650 человек, и сейчас техническая готовность корабля достигла 70 процентов.

Р.S.

Еще одно по-настоящему знаковое событие произошло в канун 70-летия "Севмаша": официальный Дели согласился заплатить за переоборудование авианосца Vikramaаditya 2,3 миллиарда долларов. Договоренность была достигнута в ходе недавнего визита в Москву премьер-министра Индии Манмохана Сингха. Таким образом, трудные переговоры, растянувшиеся на два с лишним года, завершились компромиссом, вполне приемлемым для северодвинских корабелов. Эксперты с российской стороны оценивали общую стоимость работ в 2,9 миллиарда долларов, но в итоге сошлись на сумме 2,3. Но и это в два с половиной раза (!) выше цены, первоначально зафиксированной в контракте. Тем самым корректно обоснованная и твердая позиция, занятая нынешним генеральным директором "Севмаша" и его командой управленцев, принесла ожидаемые плоды. Теперь осталась самая "малость": в ближайшие три года завершить достроечные работы, испытать во всех режимах и передать ВМС Индии боеготовый авианосец.

Обновлено ( 26.12.2009 15:50 )  

Рейтинг@Mail.ru

-->