Профсоюз ''ЩИТ'' СОЦПРОФ

Прочти Судостроение МВМС-2011 завершился контрактами

МВМС-2011 завершился контрактами

Сергей Птичкин
"Российская газета" - www.rg.ru
 01.07.2011, 13:25
Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге завершает свою официальную часть работы, и уже сегодня открываются двери для простых посетителей. В субботу и воскресенье здесь будет столпотворение и настоящий праздник. Впрочем, пока МВМС-2011 работает в штатном режиме. Сегодня его посетил начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров. Он осмотрел наиболее интересные экспозиции, поднялся на борт новейшего корвета "Сообразительный". Увиденным на салоне он остался доволен. Заявлено о заключении миллиардного контракта с Алжиром о поставках в эту страну дизель-электрических подводных лодок. Но какой-то более подробной информации на эту тему получить не удалось. Возможно, состоялось просто подтверждение достигнутых ранее договоренностей, что для подобных салонов - дело совершенно естественное.

 

Вместе с тем в рамках МВМС-2011 каждый день заключаются соглашения, договоры, подписываются меморандумы и протоколы о намерениях. Например, заключено соглашение о партнерстве и создании в перспективе совместного предприятия между Объединенной судостроительной корпорацией и группой компаний "ТРАНЗАС". Российская компания "Компас" и норвежская "L-3 Communications Valmarine AS" подписали Протокол о намерениях. Предполагается достигнуть полной договоренности о совместном участии в поставках различных корабельных систем на российский и украинский морские рынки. Кроме этого, планируются совместные работы по оснащению "Мистралей", строящихся для России, самыми современными системами управления.

Кстати, компания "Компас" презентовала в ходе салона мобильный морской порт. Суть в том, что на совершенно необорудованном побережье за кратчайший срок можно смонтировать из модульных конструкций практически всю портовую инфраструктуру и даже построить военно-морскую базу, в том числе для подводных лодок. Это абсолютное ноу-хау российских разработок. Жаль, что у нас нет "необжитых" заморских территорий.

В центре внимания остается комплекс пусковых установок "Клаб-К" на базе морских контейнеров. Нижегородское ЦКБ им. Р.Е. Алексеева, специализирующееся на разработке скоростных судов класса река-море, показывает целый ряд своих новинок. Применительно к контейнерным пусковым установкам можно было бы назвать скоростные транспортные суда "Серна", "Дюгонь" и перспективный ТАП-150. "Серна" стоит у причальной стенки и пользуется повышенным вниманием специалистов. Эти транспортные суда могут перевозить контейнеры, в которых размещены "Клабы-К". А перспективный ТАП-150 будет иметь скорость 65 км/час.

По мнению экспертов, работающих на салоне, на эти гражданские недорогие и простые в эксплуатации суда вполне можно, после незначительных доработок, устанавливать контейнеры с "Клаб-К" и получать мощные ракетные уже боевые корабли. В принципе, идея здравая. Чтобы, не теряя боеспособности ВМФ, проводить модернизацию Флота, наверное, имеет смысл создавать флотилии таких вот ракетоносных платформ. Они усилят защиту побережья, позволят флоту осваивать новейшие ракетные системы и не лягут тяжким бременем на бюджет.
Смотреть фоторепортаж Дмитрия Кощеева

Конечно, мечтать о строительстве мощных океанских эскадр и атомных авианосцев тоже надо, и о таких намерениях на МВМС-2011 говорилось неоднократно. Однако надо и объективно оценивать сложившуюся ситуацию в судостроительной промышленности и в самом ВМФ. Уж если Сухопутные войска волевым решением приведены за короткий срок к состоянию, отвечающему нынешним реалиям страны, то почему бы не пойти тем же путем и Военно-Морскому Флоту? "Мистрали", конечно - это хорошо, но ведь и их чем-то защищать придется.

На салоне весьма ярко представлена экспозиция предприятия "Карат", которое занимается разработкой и производством оптико-электронных систем. На всех военных флотах мира оптико-электронные системы управления огнем давно стали реальностью. Даже крупнокалиберные пулеметы управляются только на расстоянии, сканирование местности и прицельная стрельба ведутся при  помощи телекамер, тепловизоров и лазерных систем. Для нас это почти экзотика. А ведь когда-то СССР был лидером в оптико-электронном управлении стрельбой, к примеру, зенитных ракет. "Карат" выпускает всю необходимую флоту номенклатуру оптико-электронных систем, которые ни в чем западным аналогам не уступают. Но внедряются все эти новации с большим трудом.

Российские системы и комплексы ПВО типа С-300, "Тор", "Тунгуска", "Панцирь" знают все как лучшие в мире. Оказывается, и противоторпедные комплексы у нас - лучшие в мире, но про них широкой публике не известно. Более того, не все флотоводцы из Главного штаба ВМФ о них наслышаны.

Принцип действия антиторпед такой же, как и у зенитных ракет. Они выстреливаются навстречу атакующей торпеде, перехватывают ее и уничтожают с вероятностью почти сто процентов. Российские антиторпеды, кстати, имеют ракетные двигатели - совсем как в ПВО.

Сложность создания подводных перехватчиков для торпед в том, что водная среда намного плотнее и сложнее, чем воздушная. И конструкторско-технологические задачи при их создании приходится решать очень специфические. Создатели торпедного и антиторпедного вооружения уверены, что их изделия намного сложнее в проектировании, чем классические ракеты. Во всяком случае, ни в одной стране мира подводных ракетных антиторпед создать до сего дня не смогли, хотя работы такие давно ведутся и в США, и в европейских странах НАТО, и в КНР.

Мы же имеем уникальное антиторпедное оружие. Однако мало того, что его практически нет на боевых кораблях ВМФ, - оно никак не раскручивается на внешнем рынке, не в пример системам ПВО.

Можно сказать, что морских сражений давно не было и про торпедные атаки все забыли. Самолеты же бомбят кого-то почти каждый день. С другой стороны, если где-то начнется морская заварушка, то поздно будет думать об организации эффективной антиторпедной защиты.

Сейчас рассматриваются амбициозные планы по строительству Флота России  XXI века. Если судить по позиции менеджмента ОСК, в этой корпорации намерены строить суда и корабли с использованием только новейших технологий и оснащать их самым современным оборудованием и вооружением. Но ведь многое зависит и от заказчика. Хотелось бы, чтобы  и  Главный штаб ВМФ имел более четкую позицию по перспективе развития своих сил и средств. Пока же, если верить разработчикам боевых кораблей и морского вооружения, этого нет. 

 

Рейтинг@Mail.ru

-->